понедельник, 13 мая 2013 г.

Скидай шиповки, одень-ка тапки!

Пора описать впечатления от зимы, как обещал никому-то.

предпоследний снегопад и колесо
Пусть в Ботаническом саду еще есть метров 50 дорожек под снегом, но и он растает, пока я допишу (уже лето скоро, а я все пишу). Вода широкой рекой стекает по главной аллее в правый приток Лихоборки. И это последний оплот зимы. Даже успел словить момент, пока снег еще есть, но уже тепло, чтобы проехаться в шортах, не подморозив коленки. Остальные участки давно растаяли и высохли. И ехать по ним на зимней шиповке стало и шумно и трудно. Да. Ленивый я. Предпочитаю мягкие слики, накачанные до упора. В первый день, как переобулся, не проехал и двух км., как проколол штатную Schwalbe с пометкой Puncture Protection осколком стекла 6х3х2 мм. "Странно" - подумалось тогда - "Разве у них не применяется стекло как противогололедное средство и покрышки не рассчитаны на это?!" Но потом я конечно понял, что сочетание конечной остановки автобуса и магазина придает особый статус дорожному покрытию. Пришлось уйти на зимний маршрут, где такого свинства меньше
Если в двух словах о переходе с зимы на весну, то ездить стало легче. Кто бы сомневался. Однако, если зимой было слышно за версту либо скрежет шин по льду, либо матюки, ровным слоем разбрасываемые под колеса, то теперь все иначе. Мягкий шелест покрышек и отсутствие трещотки переводят велик в класс stelth и пешеходы даже не догадываются о накатывающей сзади угрозе. Впрочем, они и спереди ее не замечают и нежного звоночка не слышат. Пришлось вернуть гудок на пневматической тяге. Но о весне что говорить, все и так знают. Вон их (всех) сколько повылазило :)

"Шо там той зимы-то?!"

Я и не всю ее откатал-то. Начал 30 января только, когда уже стало невмочь толкаться в пробках. Однако впечатлений и ощущений огреб предостаточно. Причем на них влияли все факторы. И собственно велосипед, и погода, и одежда и всё-всё-всё.

ВелосипедЪ

Напомню, что у вел меня - HELKAMA CS 28 - гибридный ригид с 28" колесом на довольно узкой покрышке. Седло я поменял на прежнюю жердочку - мягкое как-то не пошло. Остальное штатное. Фотка есть в предыдущих постах.
Очень хотелось амортизировать переднее колесо. Особенно зимой. На пешеходных тропах трясет неимоверно. Скорость падает до пешеходной. В особо заковыристых местах и вовсе приходилось ехать стоя, но на третьей передаче - чтоб обороты снизить. Трудно стоя шить частый стежок на длинном отрезке - физподготовка ещё не на должном уровне. Но, глядя, во время снегопадов или при пролезании по каше и крупнозерну, на скапливающийся на веле везде где только можно снег вперемешку с остальным субстратом, подумалось мне, что мягкая вилка должна быть ну совсем неубиваемо простой. Об этом стоит подумать к следующей зиме.
Покрышка Kenda - шипованая двухрядка, размерность - 28"-1 1/4, вроде. Вполне годится для городской зимы. То есть на ней можно проехать и по замерзшей за ночь весенней каше и по гололеду и по сугробу и через небольшой отвал, оставленный снегоуборочным трактором. Но ее стихия - это ровные, укатанные и не очень скользкие дорожки. По голому асфальту и плитке ехать, естественно, труднее - протектор с шипами мешаются. Как только она попадает на мягкую тропу, слежавшийся снег, кашу, так сразу начинается "рубилово". То есть проехать можно, но сколько на это будет положено сил ... Еще веселее становится на весенних тропах. Когда слабо утоптанный снег намокает от талой воды и становится и рыхлым и плотным одновременно. Соотношение этих параметров строго индивидуально - подбирается по весу ездока, ширине и степени накачки колеса. Вот заднее вроде еще едет, а вот его вдруг бросает в сторону с плотной кочки в рыхлую слякоть. Переднее то едет, то прокаливается и тут же упирается во что-то. В общем, глядя на оставленный затейливый след, заяц-беляк нервно курит в стороне. 
Уже в марте видел парня на амортизированном бигфуте. Судя по тому как он от меня ушел на коротком отрезке с замерзшим месивом в Ботаническом саду, ехать ему было гораздо веселее.
Велокомпьютер - старый SIGMA 1200 plus (беспроводной) - умирает еще при температурах около нуля. Поэтому его место занимает посадочное гнездо под дальнобойный батарейный фонарь MTB. Штатная динамковая галогенная фара с катафотом светит постоянно и, по свидетельствам очевидцев, заметна даже в зеркало и издалека. Хотя по виду и не скажешь - светит она явно хуже светодиода, зато стабильно, пока колесо крутится. А батарейки на морозе как-то не очень долго живут.

Погоды

Самое приятное - это прокатиться ясным морозным утром через два дня после снегопада. Когда практически все дорожки в скверах прочищены, но не истоптаны. Когда жесткие места смягчены оставшимся небольшим слоем снега. И когда еще не рассыпали эту гадость для превращения снега в УГ, состоящее из мокрого льда и дыр с дырочками. Ну та самая гадость, которая потом остается белым налетом на тротуарах, обуви и одежде. Пусть тот, кто решил ее использовать в городском хозяйстве, сделает из нее у себя на даче дорожки к цветникам.
Ибо, самое неприятное - это прорубаться через то, что остается на пути после такой ленивой уборки снега. Сперва это каша, потом это лед с дырами. Он не тает до конца, т. к. с него все стекло. А там куда это стекло, стоит лужа, незамерзающая даже в мороз. Браво! Конечно все можно понять. И экономическую эффективность и прочие 140 железных отмазов. Но для себя так никто не делает. Никто! Но у нас все для людей, а не для себя.
А еще есть самое интересное. Это когда ты выезжаешь, а там снега по педали в самом мелком месте. И уборка его начинается с дорог и тротуаров рядом с ними. А тебе надо поперек. И вот едешь и шьешь этот пухляк неровной стежкой. И не дай Б. выехать на редкий пеший след - начинает кидать по сторонам из-за разницы плотности снега. Реально проще проехать по нетронутым сугробам ... на дорожке, разумеется. После такой катухи, обычно хочется прокатиться денек на другом транспорте и подождать пока таки прочистят. "Мне ж завтра на работу" (с). Это в отпуске можно развлекаться каждый день.
Все остальное - это просто забава. Забавно ехать по протоптанной тропинке, когда каждый след пытается тебя если не стряхнуть, то хотя бы остановить. С тропинки опять же весело скатываться в сугроб. Причем чем уже тропка, тем веселее скатываться.

Одежды

Да. Я знаю, что есть специальная одежда для зимней велокаталки. Но для попробовать каково это в первом приближении хватило сферического набора современного физкультурника в вакууме.
С недавних времен в моем гардеробе имеется термобелье со спортивным уклоном от Guahoo + простые рейтузы с "памперсом" для непромерзания от седла (неопреновый чехол пока не понадобился), мембрановые зимние боты от ECCO, мембранные горнолыжные перчатки и довольно универсальный сноубордовый или горнолыжный костюм от 686 из коллекции SMARTY. И обязательно - согревающие наколенники! Иначе "поршневая" развалится через несколько зимняков.
Именно эта комбинация одежды позволяет гибко варьировать утепленность в зависимости от погоды. Начиная с отстегивающихся флисовых куртки и штанов и заканчивая вентиляцией на ногах и плечах. Конечно же верх - непродувайка и непромокайка с мембраной. То есть наружные факторы меня не слишком трогают, пока я не остановлюсь надолго. Парень я довольно "сочный" и потоотделение работает всегда. И несмотря на то, что вода проходит от тела до самого верха, ощущения сырости нет совсем и нет ручьев там, где их не ждешь. И если постоять на ветру, вода, почему-то остывает - наверное тоже физику учила. Возможно стоит терморегулироваться так, чтобы не потеть совсем, но это сложно и не нужно на текущем этапе.
Перчатки конечно лучше заменить рукавицами или на трехпалые - пальцы таки подмерзают на скоростях и в мороз. То же относится и к ботам - бахилы были бы иногда уместны, но специальные, ибо в полиэтиленовых нога потеет очень быстро. Засада в том, что динамика движения кистей и ступней на веле гораздо ниже, чем при ходьбе или катании с горы. Но кто дрожать умеет, тот не замерзнет. Поэтому, делая иногда финты ушами, возобновляем кровоток в конечностях и согреваемся.
Шлем был заменен спортивными шапками разной толщины и капюшоном куртки. Снижение безопасности частично компенсировалось понижением средней скорости и полным уходом от путей автотранспорта. Весной шлем вернулся в компании с подшлемником из самой тонкой лыжной шапки и очками. Зимой очки не попробовал, хотя иногда хотелось поберечься от летящих с неба ледяных иголок, но побоялся запотевания. Может и напрасно.

Итого

Да! Я буду кататься и следующей зимой. С некоторыми коррекциями в экипировке и, возможно, железе. Но нет таких трудностей, которые мы не могли бы себе создать!

Спасибо за внимание.
Внимаю к комментариям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий